Важный элемент электропитания автомобиля — АКБ (аккумуляторная батарея). Заряженное и правильно установленное устройство запускает двигатель и помогает начать движение. Но в российских и зарубежных моделях авто используются аккумуляторы с разной полярностью. И если при зарядке, «прикуривании» или подключении перепутать клеммы, то последствия для АКБ или авто могут быть весьма плачевными.
Что такое полярность в аккумуляторе и какая она бывает
В аккумуляторах под полярностью подразумевают расположение токопроводящих элементов на крышке оборудования. К этим контактам и подключают электроцепь авто или зарядное устройство. В зависимости от расположения плюсовой и минусовой клеммы и определяется полярность устройства. Различают прямую и обратную полярность. В каталоге на нашем сайте представлены аккумуляторы как прямой полярности так и обратной.
АКБ с прямой полярностью устанавливались на всех советских автомобилях. На автомобилях европейского производства и большинстве азиатских используется обратная полярность.
Вид на верхнюю сторону АКБ для легкового автотранспорта.
Если смотреть на АКБ со стороны токовыводов, то при прямой полярности слева должен находиться плюсовой контакт, справа — минусовой. При обратной — клеммы будут расположены наоборот.
В батареях для грузовых авто расстановка клемм другая. В отличие от АКБ для легковушек, здесь контакты расположены не спереди, а слева. Если аккумулятор с прямой схемой — то ближайший к вам контакт будет плюсов, если обратную — то минусовым.
Вид на лицевую сторону АКБ грузового автотранспорта.
Как определить полярность аккумулятора
Если вы делаете заказ в интернет-магазине и не видите саму батарею, узнать схему подключения можно по маркировке выбранной батареи. Буквой «R», цифрой «0» или сокращением «о.п.» обозначаются модели с обратной полярностью, устройства с прямой отмечаются «L», «1» или «п.п.». В описании к оборудованию также встречаются понятия «российская» («азиатская») и «европейская» полярность: первая является прямой, вторая — обратной.
Сами клеммы, помимо знаков «+» и «-», отмечаются сокращением «POS» и «P» (для положительных контактов) или «NEG» и «N» (для отрицательных токопроводящих элементов). Также на некоторых моделях контакты могут отличаться по толщине: диаметр положительных обычно больше.
К сожалению, маркировка на изделии не всегда соответствует действительности, а иногда и вовсе отсутствует, в описании указывают недостоверную информации, а продавцы — не разбираются в вопросе полярности. Чтобы не потратить деньги зря, и тем более не повредить механизмы авто, внимательно и ответственно подходите к выбору батареи и не покупайте у сомнительных продавцов.
Помните, материальные потери после неправильного подключения АКБ вам никто не компенсирует, ведь такой случай не является гарантийным.
Как подключить аккумулятор другой полярности
Устанавливать на авто нужно именно те батареи, на которые оно рассчитано. Но если по какой-либо причине необходимо подключить АКБ другой полярности, сделайте это с помощью удлинения одного из подходящих проводов. Только помните, безопасно провести такой «трюк» можно лишь с минусовым контактом (так как он является массой). Наращивание плюсового провода может привести к печальным последствиям.
Что будет, если перепутать полярность
Если при подключении вы перепутали клеммы, но быстро опомнились и отключили батарею — считайте, вам повезло. В противном случае такая оплошность приведет к проблемам.
- Короткое замыкание. При удачном исходе вы лишь увидите искры и услышите электрические щелчки. Если сразу не разъединит контакты, провода начнут плавиться и дымить. При быстрой реакции, максимум, который ожидает — перегоревшие предохранители.
- Пожар. Выходной ток с аккумулятора составляет 55-60 А. Этого достаточно, чтобы мелкие провода начали плавиться и стали причиной возгорания паров бензина.
Для батареи такие «эксперименты» тоже не проходят бесследно. Хотя новая АКБ вряд ли пострадает, в старой с большой вероятностью посыпятся плюсовые пластины, что снизит мощность аккумулятора и для старта двигателя ее уже не хватит.
Кстати, подсоединить минусовой провод к плюсовой клемме в большинстве случаев без применения молотка не получится. Производители намеренно делают диаметр плюсового контакта несколько больше, чтобы минимизировать количество подобных проблем.
В настоящее время стандартными являются именно контакты «европейских» АКБ.
Кроме предохранителей, о которых писали выше, также можно спалить:
- бортовой компьютер (или электронный блок управления);
- диодный мост, установленный для защиты генератора от подобных «неполадок»;
- сигнализацию, а точнее триггеры, которые нужны для ее работы;
- провода, на которых есть нагрузка (любые, а не только подходящие к аккумулятору).
При неправильном подключении зарядного устройства скорее всего пострадает сам зарядник: в дорогих моделях сгорят предохранители, дешевое китайской устройство может выгореть полностью.
Если неправильно подключить контакты при прикуривании, то замыкание гарантировано. Чтобы минимизировать последствия ошибки, отсоединить провода надо в течении 1-2 минут (за это время они нагреются и начнут плавиться, а это уже может привести к пожару).
Виды кopпyсoв AКБ
Любыe нeсooтвeтствия кoнстpyкции всeгдa скaзывaются пpeждe всeгo нa бeзoпaснoсти пpи эксплyaтaции aвтoмoбиля. Eсли вoзникaют сoмнeния пpи выбope aккyмyлятopa, всeгдa мoжнo пpибeгнyть к кoнсyльтaции oпытнoгo спeциaлистa.
Кaк пpaвилo, сoтpyдники, зaнимaющиeся пpoдaжeй AКБ, знaют всe тoнкoсти и нюaнсы oтнoситeльнo типopaзмepoв и видoв клeмм aккyмyлятopa, типoв кopпyсoв, a пpи нaличии дoпoлнитeльнoй вaжнoй инфopмaции мapки и мoдeли aвтoмoбиля пoмoгyт выбpaть oптимaльнo пoдхoдящий вapиaнт. Кpoмe paзличнoгo диaмeтpa типoв клeмм aвтoмoбильных aккyмyлятopoв, в «eвpoпeйскoй» и «aзиaтскoй» мoдeлях eсть сyщeствeнныe paзличия в спoсoбaх кpeплeния:
- Eвpoпeйский тип кopпyсa aккyмyлятopa: клeммы слeгкa yтoплeны в кopпyс. Кoнстpyктopы считaют тaкoй спoсoб paспoлoжeния бeзoпaсным — снижaeтся вoзмoжнoсть зaмыкaния.
- Aзиaтский тип кopпyсa: клeммы выстyпaют нaд кopпyсoм AКБ. Eсли кoнстpyкция aвтo дoпyскaeт yстaнoвкy «aзиaтскoгo» истoчникa питaния, всe в пopядкe. Мeстa пoд кpышкoй кaпoтa хвaтaeт, бeзoпaснoсть сoблюдeнa. Eсли aвтoмoбиль стpoгo «eвpoпeйскoй» сбopки, eсть pиск, чтo кpышкa кaпoтa пpoстo нe зaкpoeтся — бyдyт мeшaть выстyпaющиe клeммы. Eсли жe пoстaвить aккyмyлятop с дpyгим типoм кopпyсa всe жe пoлyчилoсь, внимaтeльнo изyчитe, дoстaтoчнo ли свoбoднoгo пpoстpaнствa мeждy кpышкoй кaпoтa и клeммaми, eсть шaнс избeжaть зaмыкaния элeктpoпpoвoдки aвтoмoбиля.
АКБ европейского и азиатского типов.
В данной статье мы рассмотрели общие вопросы про аккумуляторные батарей. В следующей разберемся в тонкостях.